Case Study: Управление инцидентами ИБ как самый простой и самый комплексный из процессов ИБ

Выступление Всеслава Соленика на интенсиве для CISO Код ИБ Профи

Код ИБ

 Краткий конспект выступления Всеслава Соленика на интенсиве для CISO Код ИБ Профи

Всеслав Соленик
Директор центра экспертизы в R-Vision

Систематизация процесса очень важна и этот момент очень хорошо показывает то, что зачастую люди, которым я задавал один простой вопрос, забывали о некоторых этапах работы с инцидентом. А вопрос был такой: «Представьте, что в разгар рабочего дня вам звонит админ Core-системы и говорит, что наблюдает как файлы на сервере на его глазах превращаются в «абракадабру. Ваши действия?»

 Некоторые вещи, о которых обычно забывали люди в такой ситуации:
• Забуду уведомить пользователей
• Отключу и забуду о «бизнесе»
• Не уточню, что папка сервера является сетевой
• Восстановлю из бэкапа – победа!
• Не догадаюсь о сетевом трафике
• Забуду вернуть в изначальное состояние
• Снова забуду уведомить пользователей
• Не проведу расследование пути заражения
• Никаких мер по неповторению
• Не подготовлю отчет для руководства/регулятора 
Поэтому человек, который не видит хотя бы ключевых и базовых моментов реагирования на инцидент ИБ - не подойдёт на должность специалиста по ИБ.

На сегодняшний день мы все озаботились SOC, и такому серьёзному отношению к SOC поспособствовали ряд динамичных процессов в бизнесе, которые вводят нас, как службу ИБ, в режим круглосуточного приоритетного реагирования на широкий спектр инцидентов:

Переход на цифровые каналы и 24/7 доступность для партнеров и клиентов
Инциденты недоступности сервисов в любое время суток
Аутсорсинг «не-основных» бизнес процессов
Инциденты взаимодействия с третьими сторонами
Удаленные сервисы (биометрия для клиентов, работа из дома для сотрудников)
Инциденты удаленной авторизации и аутентификации, утечки данных
Фокус на скорости вывода сервисов на рынок
Инциденты, связанные с принятием рисков и недостаточной проработкой решений

Краеугольный процесс ИБ – управление инцидентами

• Он привлекает СМИ и пестрит в новостях
• Он важен топ-менеджменту, им обосновывается ИБ 
• На основе него и для чего проводится риск-анализ и аудиты
• Это основная функция средств защиты
• Для этого выявляются уязвимости и угрозы

Вы управляете (или думаете, что…):
• Сбором части событий
• Действиями вашего персонала (частично)
• Конфигами ИБ-систем
• Правилами выявления подозрительных событий
• Информативностью метрик

Но вы не управляете:
• Самими инцидентами

Таким образом, наши цели управления инцидентами и реагирования на них:

Обеспечить оперативное выявление любых событий, способных повлиять на безопасность организации

Обеспечить необходимую реакцию на произошедшие события

Обеспечить быстрое устранение последствий реализации инцидента

Извлечь уроки и устранить причины, способные привести к повторной реализации инцидента (как технические, так и организационные)

Реагирование на инцидент подразумевает поиск ответов на следующие вопросы:
1. Кто ответственный? (рабочая группа и ответственный специалист)
2. Это точно инцидент? (проверка на false-positive)
3. Как остановить распространение инцидента? (локализация)
4. Как вернуться к нормальной работе? (ликвидация)
5. Почему произошел инцидент? (расследование)
6. Как не допустить в будущем? (Выводы)

Основные задачи автоматизации реагирования на инциденты это: агрегация информации обо всех инцидентах в едином окне оперативного реагирования, контроль активов и всех компонентов инфраструктуры для принятия решений и реагирования на кибератаки, оркестрация средств и технологий управления командой реагирования и процессами, а также отчетность и визуализация данных

Основные выводы:

Управление инцидентами – ключевой процесс ИБ

Необходимо стратегическое и тактическое планирование

Технологии и люди в SOC – вызов CISO как менеджеру и эксперту

Автоматизация – наше все - важен правильный выбор решения

Изучайте кейсы и обменивайтесь экспертизой

Настройте процесс обработки и реагирования на инциденты

Если вас заинтересовала это тема - можете посмотреть полную запись выступления:

Посмотреть запись выступления