Как создать услугу обеспечения ИБ для внутренних заказчиков?

Выступление Ильи Дубова на интенсиве для CISO Код ИБ Профи

Код ИБ


Краткий конспект выступления Ильи Дубова на интенсиве для CISO Код ИБ Профи

Илья Дубов
Руководитель отдела ИТ безопасность в РУ Квад Код

ИТ услуга — это способ предоставления ценности заказчикам через содействие им в получении конечных результатов, которых заказчики хотят достичь без владения специфическими затратами и рисками. 

Поэтому можно выделить два направления деятельности подразделения:
● Оптимизация рисков в существующих услугах ИТ
● Создание новых услуг для оптимизации риска

Услуги могут быть разными

● Управление уязвимостями
● Удаленный доступ
● Управление инцидентами
● Резервное копирование
● Внутренний аудит
● Управление логами

Но главное, что отличает плохую услугу от хорошей - Клиентоориентированность. Стройте доверительные и партнерские отношения с вашими заказчиками, используйте стратегию win -win.

 На примере создания услуги обучения посмотрим этапы, которые она проходит:

Этап 1: сформулировать риски      
Чего хочет бизнес? Разработать и вывести на рынок надежную систему, удовлетворяющую потребности клиентов, доступную для них из любой точки мира 24х7х365 Чего не хочет бизнес? Жалоб клиентов, претензий от регуляторов, потерю клиентов, критику в СМИ, инцидентов. Если  разработчики не знакомы с принципами безопасного программирования, то вероятно возникновение уязвимостей в системе, выведенной на рынок, которые могут эксплуатировать внешние нарушители, следствием чего станет утечка данных клиентов. 

Этап 2: сформулировать идею услуги
Обучение разработчиков системы для бизнеса принципам безопасного программирования позволит существенно снизить вероятность возникновения обозначенного риска

Этап 3: сформулировать концепцию услуги

ЭтапДействие
Интервью разработчика Проверка знаний и навыков в области безопасного программирования
Прием разработчикаЗнакомство с основными принципами безопасности разработки в компании
Адаптация разработчикаТренинг безопасному программированию в зависимости от потребностей
Работа в компанииТренинги, консультации, поддержка

Этап 4: договориться с заинтересованными сторонами
Заинтересованные стороны: - представители бизнес-подразделений - руководители команд разработки - отдел кадров

Преграды на пути 1-4 этапов в том, что люди сопротивляются изменениям, особенно если дела внешне идут хорошо, а также инвестиции в создание услуги и увеличение издержек на разработчиков не обрадуют бизнес.

Этап 5: определить роли и процесс оказания услуги

● Определяем роли: заказчиков и исполнителей  
● Описываем процесс оказания услуги  
● Рисуем схему процесса, с обратной связью

Этап 6: определить метрики эффективности
● % собеседований разработчиков командой безопасности приложений
● % разработчиков, успешно прошедших обучение
● % уязвимостей,  обнаруженных автоматизированными системами анализа, по категориям
● Количество запросов на консультацию
● Оценка удовлетворенности заказчиков
● и др.

Этап 7: пилот и обратная связь

1. Подготовить минимальную инфраструктуру для предоставления услуги
2. Опробовать процесс предоставление услуги на отдельной команде разработчиков в течении 1-3 месяцев
3. Выбрать ключевые метрики и провести их измерение
4. Провести опрос вовлеченных сотрудников о качестве оказываемой услуги
5. Подготовить отчетность и провести встречу с заинтересованными сторонами

Подводные камни этапов 5-7 в том, что не нужно сразу строить полноценную инфраструктуру. Пилотируйте услугу на самом лояльном вам подразделении и помните, что самая главная метрика - обратная связь заказчиков.

Этап 8: модернизация услуги на основании результатов пилота

Строим инфраструктуру, обучаем людей, учитываем обратную связь заказчиков, корректируем метрики

Этап 9: вывод услуги на рынок

Проведите рекламную акцию в вашей компании и расскажите все заказчикам о вашей услуге по удобному каналу связи: рассылка, встречи, презентация, новость на корпоративный портал и т.д.

Этап 10: мониторинг и улучшение

● Выберете периодичность сбора метрик эффективности
● Регистрируйте ВСЕ запросы на оказание услуги
● Предоставляйте отчетность всем заинтересованным сторонам, не только руководству
● Собирайте обратную связь с заказчиков

Если вас заинтересовала это тема - можете посмотреть полную запись выступления:

Посмотреть запись выступления