Краткий конспект выступления Ильи Дубова на интенсиве для CISO Код ИБ Профи
Илья Дубов
Руководитель отдела ИТ безопасность в РУ Квад Код
ИТ услуга — это способ предоставления ценности заказчикам через содействие им в получении конечных результатов, которых заказчики хотят достичь без владения специфическими затратами и рисками.
Поэтому можно выделить два направления деятельности подразделения:
● Оптимизация рисков в существующих услугах ИТ
● Создание новых услуг для оптимизации риска
Услуги могут быть разными
● Удаленный доступ
● Управление инцидентами
● Резервное копирование
● Внутренний аудит
● Управление логами
Но главное, что отличает плохую услугу от хорошей - Клиентоориентированность. Стройте доверительные и партнерские отношения с вашими заказчиками, используйте стратегию win -win.
На примере создания услуги обучения посмотрим этапы, которые она проходит:
Этап 1:
сформулировать риски
Чего хочет бизнес? Разработать и вывести на рынок надежную систему, удовлетворяющую потребности клиентов, доступную для них из любой точки мира 24х7х365 Чего не хочет бизнес? Жалоб клиентов, претензий от регуляторов, потерю клиентов, критику в СМИ, инцидентов. Если разработчики не знакомы с принципами безопасного программирования, то вероятно возникновение уязвимостей в системе, выведенной на рынок, которые могут эксплуатировать внешние нарушители, следствием чего станет утечка данных клиентов.
Этап 2: сформулировать идею услуги
Обучение разработчиков системы для бизнеса принципам безопасного программирования позволит существенно снизить вероятность возникновения обозначенного риска
Этап 3: сформулировать концепцию услуги
Этап | Действие |
Интервью разработчика | Проверка знаний и навыков в области безопасного программирования |
Прием разработчика | Знакомство с основными принципами безопасности разработки в компании |
Адаптация разработчика | Тренинг безопасному программированию в зависимости от потребностей |
Работа в компании | Тренинги, консультации, поддержка |
Этап 4:
договориться с заинтересованными сторонами
Заинтересованные стороны: - представители бизнес-подразделений - руководители команд разработки - отдел кадров
Преграды на пути 1-4 этапов в том, что люди сопротивляются изменениям, особенно если дела внешне идут хорошо, а также инвестиции в создание услуги и увеличение издержек на разработчиков не обрадуют бизнес.
Этап 5: определить роли и процесс оказания услуги
● Определяем роли: заказчиков и исполнителей
● Описываем процесс оказания услуги
● Рисуем схему процесса, с обратной связью
Этап 6: определить метрики эффективности
● % собеседований разработчиков командой безопасности приложений
● % разработчиков, успешно прошедших обучение
● % уязвимостей, обнаруженных автоматизированными
системами анализа, по категориям
● Количество запросов на консультацию
● Оценка удовлетворенности заказчиков
● и др.
Этап 7: пилот и обратная связь
1. Подготовить минимальную инфраструктуру для предоставления услуги
2. Опробовать процесс предоставление услуги на отдельной команде разработчиков в течении 1-3 месяцев
3. Выбрать ключевые метрики и провести их измерение
4. Провести опрос вовлеченных сотрудников о качестве оказываемой услуги
5. Подготовить отчетность и провести встречу с заинтересованными сторонами
Подводные камни этапов 5-7 в том, что не нужно сразу строить полноценную инфраструктуру. Пилотируйте услугу на самом лояльном вам подразделении и помните, что самая главная метрика - обратная связь заказчиков.
Этап 8: модернизация услуги на основании результатов пилота
Строим инфраструктуру, обучаем людей, учитываем обратную связь заказчиков, корректируем метрики
Этап 9: вывод услуги на рынок
Проведите рекламную акцию в вашей компании и расскажите все заказчикам о вашей услуге по удобному каналу связи: рассылка, встречи, презентация, новость на корпоративный портал и т.д.
Этап 10: мониторинг и улучшение
● Выберете периодичность сбора метрик эффективности
● Регистрируйте ВСЕ запросы на оказание услуги
● Предоставляйте отчетность всем заинтересованным сторонам, не только руководству
● Собирайте обратную связь с заказчиков
Если вас заинтересовала это тема - можете посмотреть полную запись выступления:
Как создать услугу обеспечения ИБ для внутренних заказчиков?
Выступление Ильи Дубова на интенсиве для CISO Код ИБ Профи